LECTOROOM
Loading...

Анималистика в эпоху Возрождения: Символизм животных в искусстве

Расшифровка символизма животных в искусстве: бессмертные павлины и страстные кролики

Животные играли важную роль в искусстве различных эпох, передавая символические значения и аллегории. В эпоху Возрождения их изображения часто использовались для передачи глубоких идей и эмоциональных состояний.

Собака: верность и соблазнение

Собаки в искусстве эпохи Возрождения символизировали как верность, так и соблазнение. В портрете Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» собака между молодоженами представляет их верность друг другу и Богу. В то же время, на картинах Тициана собаки часто символизировали женскую соблазнительность, сопровождая Венеру и подчеркивая её чувственность.

Тайная вечеря Монументальная росписьПортрет четы Арнольфини Картина Яна ван Эйка

1. Тициан Вечеллио, Тайная вечеря, c. 1542–44,
2. Портрет четы Арнольфини Картина Яна ван Эйка, 1434

Кролик: чистота и плодородие

Кролики были символами плодородия и чистоты. Белый кролик у ног Мадонны в картине Тициана «Мадонна с кроликом» символизировал победу над плотскими желаниями и подчёркивал невинность и смирение, которые церковь поощряла у своих последователей. В других контекстах кролики ассоциировались с лунными циклами и способностью к изменению пола, что делало их символами плодородия и женской чистоты.

Тициан, Мадонна с кроликом, c. 1530Ридольфо Гирландайо, Портрет дамы с кроликом, ок. 1508
 

Тициан, Мадонна с кроликом, c. 1530
Ридольфо Гирландайо, Портрет дамы с кроликом, ок. 1508

Попугай: мудрость и девственное рождение

Попугаи символизировали мудрость и красноречие благодаря своей способности имитировать человеческую речь. В религиозных контекстах попугаи ассоциировались с Непорочным зачатием и Девой Марией. На картинах Альбрехта Дюрера и других художников попугаи часто изображались вместе с Мадонной и младенцем, подчеркивая их связь с божественной мудростью и чистотой.

234762 (1)12344373 (1)
 

Лукас Кранах Старший, Портрет кардинала Альбрехта фон Бранденбурга в роли святого Иеронима, 1526 год
Хендрик Мартенсзон Сорг, Портрет человека, пишущего за столом (Ученый в своем кабинете), 1663 год.

Обезьяна: имитатор человека

Обезьяны в искусстве Возрождения часто символизировали низменные человеческие инстинкты и пороки. В то же время, они могли олицетворять самих художников, как имитаторов природы. Обезьяны часто изображались с предметами, символизирующими человеческие слабости или пороки, что подчеркивало их роль как карикатурных образов человеческой природы.

32456748 (1)
 

Фра Анджелико – Поклонение волхвов (закончена Филиппо Липпи), 1440-60

Павлин: бессмертие и гордость

Павлины символизировали бессмертие благодаря древнему убеждению, что их плоть не подвергается разложению. На многих картинах Ренессанса, таких как «Поклонение волхвов» Фра Анджелико, павлины присутствуют как напоминание о воскресении Христа и вечной жизни. Эти птицы также ассоциировались с гордостью и тщеславием, хотя такие значения реже встречаются в европейском искусстве этого периода.

Симон де Вос, Возвращение блудного сына, 1641
 

Симон де Вос, Возвращение блудного сына, 1641

Горностай: чистота и благородство

Горностай символизировал чистоту и непорочность благодаря древнему поверью, что это животное предпочитает умереть, чем запачкать своё белоснежное меховое покрытие. Этот символизм ярко представлен в портрете Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», где горностай также может представлять Людовико Сфорца, покровителя художника, который был членом Ордена горностая. Это изображение подчеркнуло как чистоту, так и благородство его обладателя.

Дама с горностаем Картина Леонардо да ВинчиКоролева Елизавета I
1. Дама с горностаем Картина Леонардо да Винчи
2. Королева Елизавета I

 

Щегол: страдание и спасение

Щегол часто изображался в эпоху Возрождения как символ страдания и спасения. Эта маленькая птица ассоциировалась с терновым венцом Христа и его страданиями на кресте. В картинах, таких как «Мадонна со щеглом» Рафаэля, щегол в руках младенца Иоанна Крестителя указывает на будущее страдание Иисуса, тем самым становясь символом искупления и спасения.

Мадонна со щеглом, Картина Рафаэля Санти, 1505-06Дон Мануэль Осорио Манрике де Суньига, ребёнок, Картина Гойи, 1787-88
 

Мадонна со щеглом, Картина Рафаэля Санти, 1505-06
Дон Мануэль Осорио Манрике де Суньига, ребёнок, Картина Гойи, 1787-88

 

Изучайте анималистику на Lectoroom.com

Если вас вдохновило искусство анималистики эпохи Возрождения, приглашаем вас посетить Lectoroom.com. В нашем каталоге вы найдете множество курсов и мастер-классов по анималистике, выполненных в различных техниках: акварель, масло, пастель. Погрузитесь в мир художественного творчества и откройте для себя новые горизонты вместе с опытными художниками и преподавателями.

Курсы, которые вам подойдут

Все публикации